Какие камни используют в часах?
Чаще всего в механизмах механических часов можно встретить рубины и сапфиры. Но надо сразу же оговориться, что все камни имеют искусственное происхождение. Безусловно, использование натуральных алмазов или рубинов возможно, но разве что для часов, выполненных на заказ в ограниченных сериях и по уникальному дизайну. Уж очень это дорогое удовольствие – часы с натуральными камнями. Но вернемся к стандартным механическим часам. Использование синтетических сапфиров и рубинов не должно смущать покупателя. Более того, они практичнее и лучше подходят для часовых механизмов благодаря своей равномерной структуре из-за отсутствия примесей. У большинства известных производителей часов есть дочерние компании или постоянные партнеры, которые занимаются выращиванием искусственных камней для этих целей.
Для чего нужны камни?
Чтобы понять, какую функцию играют камни, необходимо разобраться в устройстве механизма часов. Основа механических часов – пружина, представленная скрученной лентой из стали. Из школьной программы по физике, мы знаем, что при скручивании такая пружина накапливает энергию и стремиться разогнуться. Вот и в часах при заводе происходит этот процесс по созданию энергии. Свободный конец пружины соединен со стенкой барабана. Он передает накопленную энергию дальше – шестеренкам колесной системы. И вот здесь начинается самое интересное. Чтобы пружина не раскручивалась быстро, необходимо ее сдерживать. Для контроля и уменьшения скорости существует регулятор баланс-спирали. Не будем углубляться в сложные термины и подробно разбирать устройство механических часов. Для выяснения роли камней во всей этой истории важно понять одну истину – в механизме часов очень много осей, которые держат на себе вращающиеся детали. Соответственно, сами оси испытывают колоссальное давление и трение. Так вот, камни устанавливают в основание этих осей, чтобы помочь им, снизить воздействие других частей механизма на оси и продлить срок их службы. Механикам будет понятнее, если сравнить камни в часовом механизме с подшипниками. Отличительная черта камней – их отшлифованная поверхность длительное время способна оставаться ровной, а также абсолютно не подвержена возникновению коррозии.
Еще одно место для установки камней – маятник, где очень важно, чтобы деталь могла противостоять постоянным ударам. Также камни помогают часовой смазке оставаться в нужном месте, удерживая ее. В сквозных камнях предусмотрена особая полость, где находится масло.
Подытоживая все вышеперечисленное, можно выделить одно основное значение камней в часовом механизме: они помогают значительно снизить износ деталей. При контакте двух металлов между собой износ деталей шел бы в разы быстрее.
Сколько камней должно быть в часах?
Как уже было сказано выше, больше – не значит лучше. Важно понимать, какие количество необходимо для сбалансированной работы механизма. Количество камней напрямую зависит от функционала часов. Специалисты отмечают, что для стандартной модели часов 17 – 25 рубинов вполне достаточно, чтобы обеспечить хорошую износостойкость всего механизма. Если же речь идет о часах со сложным механизмом, включающим в себя хронограф и другие дополнительные функции, то количество камней легко может достигать 40 и более. Но и при уменьшении количества камней не стоит паниковать. Конструкцией, например, может быть предусмотрено меньшее количество осей или же замена подшипников, которые подвергаются наименьшему давлению, на металлические. В таких случаях, на часах можно увидеть надпись «15 камней».
Некоторые производители специально увеличивают число камней, понимая, что это положительно скажется на покупательском спросе. Вспомогательные рубины устанавливают туда, где они не несут основной нагрузки и их отсутствие не особо влияет на работу механизма. Несправедливо говорить, что это «чистой воды обман», они в какой-то мере снижают трение в тех местах, где установлены. Но вот функциональна ли их установка, остается поводом для дискуссии.
Могут ли быть часы без камней?
Конечно, могут, если речь идет о кварцевых механизмах. В отличие от механических часов, в кварцевом механизме давление на колесную передачу создается лишь во время поворота шагового двигателя. Во всех осях в это время давления практически нет. Именно поэтому у кварцевого механизма другая задача – все поверхности, которые подвергаются трению и износу, должны быть максимально легкими. Для этих целей очень часто используют пластик, он встречается в колесах и платах. Если же говорить о камнях, то их можно встретить разве что в единственном месте с максимальным давлением – опоре ротора шагового двигателя. Поэтому не стоит удивляться, увидев на кварцевых часах надпись «1 камень» или даже «0 камней» («No jewels»). Это – не брак. Это – просто такая конструкция часов.